Тарас Шевченко никогда не бывал в Харькове. Но харьковский памятник поэту, установленный в 1935 году, считается лучшим из 250-ти шевченковских монументов в мире.
Выполненная с соцреалистическим размахом скульптурная композиция в 2000 году решением горисполкома включена в список 12-ти символов города. Но и без официального признания памятник более 80 лет является одной из основных достопримечательностей Первой столицы.
Памятник мог бы быть иным…
На то, чтобы увековечить память Кобзаря значительным произведением монументального искусства, харьковчанам понадобилось шесть лет, в течение которых было проведено несколько творческих конкурсов.
Решение о создании памятника Шевченко было принято в 1929 году.
В первом конкурсе принимало участие более 100 проектов, созданных и маститыми, и начинающими мастерами из СССР, Франции, Германии, Италии, Польши. Выставленные на улице Дарвина скульптуры посмотрели свыше 15 тысяч горожан.
Многие работы были выполнены в стиле конструктивизма – геометрические фигуры, пересекающие друг друга под разными углами. Французские мастера представили Шевченко, взбирающимся к Богу в сопровождении двух ангелов с серпом и молотом в руках. Поляки изобразили поэта в одежде шляхтича.
Но ни один из проектов не был утвержден.
В начале 1933 года жюри изучило 30 работ.
Одним из серьезных претендентов на победу был проект Веры Мухиной. Будущая создательница знаменитой скульптурной композиции"Рабочий и колхозница" увидела Шевченко таким:
"Шевченко представлен бронзовой статуей, стоящей на девятиметровом каменном пьедестале (ногами он стоит еще в каменной среде, но дух его железный), с поступью твердой и энергичной, в полном сознании своего человеческого достоинства, народный трибун и пробудитель сознания в те годы угнетения…
В нижней части памятника автор дает олицетворение старой и новой Украины. Старая Украина, угнетенная, батрацкая, подъяремная, - в образе двух волов под ярмом, понурых и забитых. Сзади их на врезном барельефе - украинский батрак, темный и изнуренный под игом крепостничества, окаменелый от вековых страданий…
Возле, с другой стороны, стоит группа современных украинцев, работников и крестьянок, бодро смотрящих вдаль, дружно взявшись за руки для коллективной работы, окружив колесо трактора, — символ и фактор объединения работающего и потребляющего на всеобщей социальной стройке УССР…"
И снова ни одна версия не была признана удовлетворительной.
Четыре варианта было предложено доработать, после чего определился победитель – проект скульптора Матвея Манизера и архитектора Иосифа Лангбарда.
Манизер тоже пришел к окончательному варианту не сразу. Первый проект в 1930 году был выполнен в конструктивистской манере. Большая голова Шевченко с выражением печали была установлена на цилиндрическом постаменте с барельефом повстанца, который, стоя на коленях, гневно потрясал наручниками.
Год спустя, в проекте образца 1931 года, автор расположил статую поэта на пьедестале, на котором были изображены персонажи из произведений Кобзаря.
В 1933 году был создан третий проект, победивший на конкурсе.
…и стоять в ином месте
Бронзовый Шевченко должен был украсить площадь Тевелева (ныне - Конституции) рядом с несохранившемся зданием Дворянского собрания, которое в 20-30-е годы занимал Всеукраинский центральный исполнительный комитет.
В 1930 году под аккомпанемент торжественных речей и духового оркестра состоялась закладка памятника. Но по мере продвижения к реализации замысла городские власти пришли к выводу, что на площади Тевелева недостаточно пространства для обзора. Памятник решили перенести в городской парк, для чего подвинули стоявшую там 30 лет ростовую фигуру Василия Каразина.
В марте 1934-го состоялась повторная тожественная закладка, а спустя год – не менее торжественное открытие памятника.
Памятник в цифрах
На изготовление памятника пошло 30 тонн бронзы, 400 тонн лабрадорита и 75 вагонов стройматериалов. На строительстве было задействовано 200 рабочих различных специальностей.
Высота памятника – 16 метров, что примерно равно высоте 5-этажного дома.
Композиция состоит из 17 фигур.
На открытии памятника хор из 700 человек исполнил шевченковский "Заповіт".
Байки и легенды
За время своего существования памятник оброс байками, приметами и тем, что можно было бы назвать городскими поверьями.
Колесо счастья. Среди статуй, расположенных вокруг постамента, скрыто тракторное колесо. Считается, что тот, кто самостоятельно сумеет его рассмотреть, найдет свою любовь или останетесь навсегда в Харькове.
Палец удачи. Если не удастся отыскать колесо, есть более простой вариант стать удачливым. Для этого следует прикоснуться к пальцу на ноге лежащего гайдамака. Отыскать его проще простого, поскольку желающие снискать благосклонность фортуны отшлифовали палец до золотого блеска.
Сапог шары. Некоторые студенты уверены: если прикоснуться к сапогу рабочего, то ближайший экзамен будет сдан без проблем.
Крестьянин с гаечным ключом. Одна из самых загадочных фигур – сельский труженик в широкополой шляпе. В левой руке он держит колосья злаковых, в правой – инструмент, чрезвычайно похожий на разводной гаечный ключ. Какой подтекст вкладывали в данную фигуру создатели, неизвестно, но не исключено, что мы имеем дело с обыкновенным ляпом, без которых зачастую не обходятся даже самые гениальные творения.
Сколько человек на памятнике? В середине 70-х годов прошлого века памятник оказался в эпицентре любопытного пари. На кону стоял не то автомобиль, не то некая совершенно неприлично огромная по тем временам сумма. Один из участников спора утверждал, что второй не сможет сосчитать количество человек на памятнике. Второй спорщик насчитал 17 (16 фигур вокруг постамента плюс собственно сам поэт) и проиграл пари, потому что не заметил младенца на руках у Катерины.
Памятник актерам "Березіля"
Во время создания скульптурного ансамбля несколько актеров знаменитого харьковского театра "Березіль" получили необычные роли: им предстояло сыграть персонажей памятника.
Роль Катерины досталась Наталии Ужвий.
Молодую крестьянку сыграла Сусанна Коваль
Амвросий Бучма исполнил роли повстанца времен Колиивщины и крестьянина с жерновами на плечах.
Лесь Сердюк – молодой хлопец с косой в руках и крепостной со связанными руками.
Иван Марьяненко – старый запорожский казак.
Ростислав Ивицкий – красноармеец.
Существует также версия, что роль красноармейца исполнил член комиссии по сооружению памятника Шевченко Андрей Хвыля. Впоследствии он был репрессирован, так что документальных подтверждений его участия в создании скульптурных образов нет.
Ряд исследователей сообщает, что для статуи комсомолки позировала пионервожатая харьковской школы № 25 Наталья Щетинина (Гордиенко), которую Манизер случайно повстречал в саду Шевченко.