история, ХарьковПервый харьковский снег образца 2019 года стремительно превращается в уличную размазню, приводя в уныние местных лыжников и отчасти конькобежцев. Любопытно, что и сотню лет назад погода решительно боролась против любителей зимних видов спорта. Но, как говаривал один безымянный философ конфуцианского стиля, нашим танцорам ничего не мешает.

Yes

Зимний Харьков в начале прошлого века

Старые харьковские газеты сохранили изрядное количество сообщений о спортивной жизни Харькова в сезоне 1912-1913 годов. Повышенный интерес к спорту был связан с тем, что вот-вот сборная Российской империи вернулась из Стокгольма, где прошли V Летние Олимпийские игры. Имперская команда так и не смогла дотянуться до золота (кстати, Стокгольмская олимпиада была последней, где медали были из чистого золота, а не позолоченные). В активе оказалось 2 серебряные медали и 3 бронзовые. Но порожденный даже такими скромными успехами энтузиазм был феноменальным.

Следует отметить, что именно Харьков считался основным центром спортивного движения в южных губерниях, а не, к примеру, превосходившие его по численности населения Киев или Одесса.

В Харькове как грибы росли разнообразные спортивные клубы и общества: 1-е гимнастическое общество, "Спортинг-клуб", велосипедно-спортивный кружок, футбольная команда "Гельферих-Саде", железнодорожный спортивный клуб и прочие.

Далеко загодя харьковские лыжники и конькобежцы стали готовиться к VI летней Олимпиаде, которая должна была состояться в Берлине.

В те поры ничего аномального во фразе "лыжники готовятся к летней олимпиаде" не было, так как спортивная сегрегация напрочь отсутствовала и виды спорта не делились на летние и зимние.

Палки в колеса (вернее в лыжи) харьковским атлетам сразу же начала вставлять погода. Зима не задалась. Снега и морозов было маловато. Только 30 декабря харьковские бегуны на лыжах смогли примерно оценить, who is who. Городские хроники даже сохранили имена пионеров лыжного движения. В гонке на одну версту (1066 метров) победил некий Георгий Мильфорт. Вторым на фитиш пришел его брат Вильгельм Мильфорт. Далее были Илларионов и Л. Мильфорт. (Втиснуться Илларионову в эту тесную компанию Мильфортов, право, было непросто, но он сделал это.)

Спустя неделю снега стало поболе, и настойчивые харьковские лыжники устроили гонки уже на 10 верст по Белгородскому шоссе, на котором еще не было столь оживленного автомобильного движения, как сейчас.

Стаерской выдержки оказалось больше у Илларионова, который оставил позади братьев Мильфорт.

Как писал местный спортивный обозреватель, гонщики на этих соревнованиях показали не очень хорошее время, но тому были причины: снега очень мало, тренировки толком не проводились, практически все участники выступали в первый раз.

Лыжники также сетовали на низкий уровень внимания городской публике к лыжным гонкам как к зрелищу.

Любители спорта уже в то время в ущерб лыжам и конькам предпочитали футбол. В качестве лирического отступления приведем цитату, описывающую ажиотаж вокруг футбольных матчей.

Публика охотно посещает матчи и интересуется живо этой игрой. В Харькове, кажется, нельзя найти мальчишки, который бы не знал господ Заболотного, Круглика, не знал бы, что такое "пендель" ― настолько популярен в Харькове футбол. На матчи приходит самая разношерстная публика. Тут и семейка, приехавшая на автомобиле, рядом гимназист, мастеровой и мальчишка по "заборной контрамарке". Все с одинаковым интересом следят за игрой.

О такой популярности мечтать лыжному спорту, конечно, нельзя. Его никогда не полюбит публика, любящая смотреть "а ну, кому перебьют сегодня ногу" (в футболе), ну да лыжный спорт от этого ничего не потеряет, а наоборот, выиграет.

Yes

Харьковским конькобежцам везло еще меньше.

Местная пресса писала:

Сама зима водила их долго за нос. Но вдруг новая неприятность. Вместо трех катков мы имеем лишь один, да и то лишь несчастненький, маленький, неуютный и вдобавок принадлежащий частному лицу. Полакомил нас в прошлом сезоне "Феникс" своим катком с дорожкой в 333 метра: теперь даже противно идти на этот единственный.

Первые гонки состоялись только 9 февраля 1913 года: на норвежских коньках с дистанциями в 500 и 3000 метров и на простых коньках с дистанцией в 500 метров.

Планировали устроить чемпионат Харькова среди конькобежцев, но, увы, погодные условия не позволили этого сделать.

Впрочем, времени подготовиться к Берлинским играм у харьковчан было еще предостаточно. И на олимпийских трассах харьковские гонщики не смогли блеснуть совершенно по иной причине. В августе 1914-го началась Первая мировая война, которая продлилась до 1918 года.

Источник