Политика государстваИстория государственного кредита берёт начало в средневековье. Ситуация, когда в качестве Заёмщика выступает государство, является обычной для современного экономического уклада. Чаще всего государству необходимы средства на погашение бюджетного дефицита. Государственные займы могут быть внутренними и внешними. Когда государство занимает деньги у своих граждан и предприятий, продавая облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ), оперируя другими финансовыми инструментами на территории Украины и с участием украинских субъектов, то это внутренний государственный займ. Он осуществляется с целью регулирования кредитно-денежной политики и не угрожает экономической независимости государства "Украина" как такового.

В крайнем случае, государство всегда может пустить в ход свой печатный станок и вернуть долги по ОВГЗ, другим внутренним долгам несколько обесцененными купюрами. В отличие от внутренних займов, внешние займы угрожают экономической и политической независимости государства. Внешние займы имеют место, когда государство в лице уполномоченных органов правительства, министерств берёт кредиты у международных банков и других международных финансовых учреждений, у правительств иностранных государств, межправительственных кредитно-финансовых и других организаций. Для экономически слабых государств хорошо знакомо понятие реструктуризации государственного долга, которая представляет собой отсрочку по возврату краткосрочных кредитов (сроком до 1 года) путём преобразования краткосрочных кредитов в долгосрочные, то есть заключается в продлении срока кредитования. Хотя само наличие внешнего государственного долга нельзя рассматривать как исключительно отрицательное явление. Займ под оптимальный процент, если им распорядиться с умом, может способствовать созданию эффективного конкурентоспособного производства, улучшению экономической ситуации в стране. 

Демократизм США отличается от "честного и прозрачного" демократизма Украины тем фактом, что каждый гражданин США может в любой момент поинтересоваться и узнать сумму внешнего госдолга своей родины. Для этого любой прохожий может посмотреть на специальное табло, на котором демонстрируется постоянно обновляемая сумма внешнего долга США, либо же может зайти в Интернет, просмотреть финансовую прессу государство не скрывает от своих граждан сумму своих проблем. В Украине о сумме внешнего государственного долга и причинах его образования знают только узкие специалисты, руководители крупных предприятий, финансисты. Наше государство не торопится демонстрировать украинским гражданам прозрачность своей деятельности на делах. 

Государство может выступать также в качестве кредитора путём предоставления кредитов коммерческим банкам посредством НБУ, выдачи кредитов различным организациям и предприятиям. Почему государство не может просто воспользоваться печатным станком для решения финансовых затруднений? Потому что эмиссия денег должна соответствовать кредитно-денежной и общей экономической политике государства. Нельзя бесконтрольно печатать гривну, так как официальный курс НБУ будет снижаться. Экономическая система государства это как живой организм человека всё должно быть в меру. Избыток или недостаток чего-либо в одном месте, влечёт за собой диспропорции во всём организме, его болезнь. Болезни экономики это различного рода кризисы. "Заболеть" легко, а вот найти толкового врача "финансиста" задача не из лёгких. И она усложняется тем, что "каждая домохозяйка", а тем более политик, чиновник коих легион, мнит себя "единственно правильным лекарем". Поэтому, получив в свои руки власть, возможность влиять на экономику, первым делом опровергается и объявляется неправильным всё, что было сделано предшественниками, и начинается "стройка и перестройка" с нуля. Одни политики и чиновники уходят, другие приходят. 

Политика государства в сфере кредитных отношенийА создание нормально функционирующей, слаженной экономики всё начинается и начинается. Но так и не заканчивается. Позитивные результаты в экономике государств можно пересчитать на пальце одной руки, а вот значительные положительные "подвижки" в экономическом состоянии власть имущих видны каждому. Редкий общественный деятель обладает мудростью воспользоваться положительными наработками своего предшественника-конкурента и углубить их во благо общества. Большинство хочет, чтобы его имя было высечено на скрижалях добродетели отдельно от заслуг других. Коллективная слава не для отечественных чиновников. Сбор налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, собственные доходы государства от государственных предприятий, предоставления платных услуг госорганами, как показывает опыт предыдущих лет, не обеспечивает наполняемости доходной части бюджета на должном уровне. Приватизация государственных предприятий явление периодическое, и не всегда происходит тогда, когда нужно законодателям до утверждения бюджета на следующий год. Да и не далеки те времена, когда уже нечего будет приватизировать. 

Всё хорошее и бесплатное когда-нибудь заканчивается. Государственный кредит, в котором государство выступает в качестве Заёмщика, представляет собой государственный долг. Печатный станок находится в руках Национального Банка Украины, а нормально функционировать необходимо всем органам законодательной, исполнительной и судебной власти. Бюджетного финансирования не всегда достаточно для покрытия текущих расходов. Покрытие бюджетного дефицита за счёт заёмных средств позволяет избежать излишней эмиссии денег. Для решения финансовых затруднений (финансы денежный платёж, деньги) органы исполнительной власти и местного самоуправления обращаются к внешним и внутренним кредиторам. Не каждый кредитор, особенно отечественное кредитно-финансовое учреждение, обрадуется такому "подарку судьбы" как предоставление кредита государству и согласится прокредитовать "бюджетника". Дело в том, что обычно весь доход от деятельности государственного органа, "казённого" предприятия подлежит перечислению в бюджет, так как управление госпредприятием осуществляется на основе оперативного управления или хозяйственного ведения. 

Поэтому все вопросы по получению кредита должны согласовываться с вышестоящими органами, что тормозит и без того забюрократизированный механизм выдачи кредита. К тому же нашему государству не привыкать "не совсем этично" поступать со своими партнёрами. Причин отказать в возврате кредита найдётся предостаточно всегда, а вот в одиночку бороться с нашей слаженной государственной бюрократической машиной, всё равно что повторять бесславный подвиг Дон Кихота. Государственный кредит эффективен, если он используется на финансирование приобретения или модернизацию основных фондов зданий, оборудования, новейших технологий, создание наукоёмкой продукции. К сожалению, в нашем государстве средства от государственных кредитов расходуются не на инвестиции, а на финансирование текущих потребностей, потребление, возврат долгов. Содержание бюрократического аппарата госслужащих, армии, реализация социальных программ обходится дорого. 

Вспомним экономическую теорию: средства могут расходоваться на инвестиции, потребление или идти на накопление. Если большая часть ресурсов направляется на потребление, а именно этим грешит наш бюджет, то ни о какой эффективности использования кредитных средств говорить нельзя. Может быть, если когда-нибудь будет разработан действующий механизм, при котором народные депутаты будут нести персональную уголовную, административную, гражданско-правовую, политическую ответственность перед избирателями за принимаемые ими экономические и финансовые решения, то тогда они начнут думать не о том, как бюджетные средства распределить между своими клановыми структурами, а о том, как бы по эффективнее их использовать, инвестировать в наукоёмкие новейшие технологии и современное производство, создать необходимый запас финансовой прочности для обеспечения экономической независимости Украины.

Статья подготовлена по материалам: https://maanimo.com/.