Украинские производители водки переживают непростые времена. С одной стороны, не растет покупательская способность населения, с другой – повышаются акцизы. Напомним, 1 апреля 2012 г. в Украине начали действовать новые ставки акцизного налога на  этиловый спирт и алкогольные напитки. Ставка акцизного налога на 1 л 100%-го спирта составила 45,87 грн. (до этого была 42,12 грн.). В ноябре ВР приняла решение поднять акциз еще на 7,9%. Это изменение налога вступит в силу с 1 апреля, когда подготовят соответствующие акцизные марки.

В результате снижаются и объемы производства, и объемы потребления водки. По данным Государственной службы статистики Украины, производство водки в Украине за январь-декабрь 2012 г. возросло на 1,6% в сравнении с соответствующим периодом 2011 г. За этот период украинские производители изготовили 33 млн. 814 тыс. дал напитка. Однако три года назад, в  2009 г., в Украине было произведено 42,7 млн. дал.

По итогам 2012 г. по объему производства водки в Украине лидирует Черкасская область (9 млн. 826 тыс. дал), второе место занимает Крым (5 млн. 478 тыс. дал), третье - Львовская область (4 млн. 474 тыс. дал), четвертое - Харьковская (1 млн. 497 тыс. дал). Объем производства этилового спирта в Украине сократился в 2012 году на 12,2% - до 17 млн. 60 тыс. дал.

Дорогой контрафакт

С проблемой черного рынка подакцизных товаров, к которым относится алкоголь, в то или иное время сталкивались многие государства. Например, в России для анализа рынка на предмет легальности сравнили официальную статистику производства предприятий и количество закупленного спирта и акцизов с данными аудита в розничных сетях. Производители, которые официально выпускали вдвое меньше, чем продавали в магазинах, были определены очень быстро. Сейчас в России работает электронная система ЕГАИС, ведущая полный учет производства, импорта, дистрибуции, к ней подключается конечная точка контроля - розница. Эта система усилила контроль над оборотом алкогольной продукции.

В Украине уже давно применяется такой вид борьбы с черным рынком, как минимальная розничная цена (МРЦ). С 26 ноября 2012 г. минимальный размер оптово-отпускных и розничных цен на коньяк и водку повысился. При этом минимальная оптово-отпускная цена на водку будет расти в два этапа: с ноября уже повысилась на 9,2%, с 1 марта 2013 г. - повысится на 5,6%. В целом водка подорожает на 15,3%. Теперь самая дешевая бутылка в рознице обходится в 28,5 грн., а с 1 марта - еще дороже. Повышение минимальной цены бутылки водки наряду с повышением акцизного налога стали факторами, которые привели к снижению объемов продажи продукта.

Смысл фиксированной минимальной цены в том, что продукция на полке, стоимость которой ниже установленной МРЦ, будет нелегальной, и правоохранительные органы сразу же изымут ее из обращения. При зафиксированной минимальной цене нелегальные производители не могут привлечь покупателей низкой стоимостью своей продукции, потеряв, таким образом, свое единственное преимущество - демпинговые цены. А покупать контрафактную водку по цене фирменной никто не станет. Кроме всех прочих возможных неприятных последствиях такой покупки сама по себе эта водка не имеет 40%-й крепости.

"Контрафактную водку по 40 градусов не делают. Что бы ни писали на этикетке, но водка на базаре сейчас имеет не более 38 градусов, а некоторые партии делают уже и по 36 градусов. Эта технология для контрафактного производства не нова. Они работают на те социальные группы, для которых водка - продукт ежедневного спроса, а показатель качества один - знакомый запах сивушных масел. В прошлом я помню времена, когда контрафактная водка выпускалась даже по 33 градуса. Думаю, такая ситуация будет и сейчас. На рынках и в генделыках качество товаров никто как не проверял, так и не проверяет. Вернее, так - те, кто проверяют, контрафактную водку не пьют", -  отметил руководитель одной из торговых компаний.

Серьезность проблемы с контрафактом подтверждает и Наталья Бондарева - глава группы компаний "Баядера", которая является крупнейшим по объемам производителем водки в Украине. Комментируя вопрос, почему по итогам года рынок водки показал практически нулевой рост, Бондарева выделила именно проблему контрафакта: "На рынке присутствует большая доля контрафактной продукции. По нашим оценкам, это порядка 30%. Государство, конечно же, борется с теневым рынком, но вопрос окончательно не закрыт. Это ведь проблема не только Украины, а многих стран, даже европейских. Например, если раньше мы продавали в Грецию порядка 5 тыс. дал ежемесячно, то в 2012 году - всего одну машину, потому что из соседних стран ввозится много контрафактной продукции".

Нужно отметить, что налоговая милиция страны проводит специальную акцию под названием "Акциз", цель которой - выявить факты незаконного производства и сбыта подакцизных товаров. "Отсутствие новостей об отравлении украинцев алкоголем во время празднования Нового года является признанием эффективности работы налоговой милиции", - заявил первый заместитель председателя ГНС Украины - начальник налоговой милиции Андрей Головач. По словам экспертов, благодаря работе налоговой милиции теневой рынок алкоголя за 2012 г. сократился с 20% до 6%. Однако оптимизма налоговых милиционеров не разделяет Министерство здравоохранения, специалисты которого отмечают, что в 2012 г. в целом по стране увеличилось количество летальных исходов вследствие употребления спиртного: если за 2011 г. зафиксировано 120 смертельных случаев из-за отравления суррогатами алкоголя, то за 2012-й – уже 152.

Акцизная поделка

По словам эксперта Центра потребительского контроля "Чек" Игоря Каневского, производители паленой водки активизировались после ослабления защиты акцизных марок в Украине. Летом 2012 г. марки акцизного налога стали выпускать без голограмм, что привело к массовой фальсификации подакцизной продукции. В связи с этим Министерство доходов и сборов планирует ввести акцизные марки нового образца с трехуровневой защитой от подделки. Введение новых марок является одним из этапов создания комплексной системы контроля над оборотом алкогольных напитков и табачных изделий. Система будет контролировать рынок на всех этапах – производства, оптовых поставок, розничной продажи и так далее. По мнению экспертов министерства, принятие этого постановления обеспечит эффективный государственный контроль над оборотом подакцизных товаров и своевременное поступление средств в государственный бюджет от уплаты акцизного налога.

Правда, беспокоит тот факт, что Миндоходов предлагает повышение стоимости акцизных марок. Производителям придется компенсировать это повышением стоимости продукции. А значит, объемы легальных продаж могут снизиться еще больше. Нужно отметить, что в некоторых странах акцизная марка сама по себе является свидетельством того, что производитель оплатил налог, и выдается бесплатно.

Мораль сей водки

Обеспокоенность снижением продаж водки в стране объясняется тем, что при этом будут снижаться и объемы поступления налогов в казну. Но эта тенденция огорчает не всех. Например, Национальная экспертная комиссия по вопросам защиты общественной морали подготовила план проведения антиалкогольной кампании на 2013 г. Его авторы утверждают, что одной из главных проблем является ценовая доступность крепких напитков. План, в частности, предусматривает запрет спонсорства для алкогольных брендов, возобновление работы медвытрезвителей и рейды по изъятию самогона.  В комиссии утверждают, что ежегодно более 40 тысяч украинцев умирают от потребления алкоголя, а свыше 700 тысяч страдают от алкогольной зависимости. По их данным, потребление алкоголя на душу населения в 1990-х годах составляло 5,4 л, а сейчас - 11 л в год.

Глава комиссии Василий Костицкий считает, что проблему отчасти сможет решить повышение цен на алкогольные напитки: "В Советском Союзе колбаса стоила 7 рублей за килограмм, а бутылка водки - 8 рублей. В Украине же колбаса стоит 70 гривен за килограмм, а водка - 20 гривен".

Эксперты уверены, что нормы, предложенные комиссией, существенно не уменьшат потребление алкоголя в стране. Как отмечают в Минздраве, по статистике 2011-го года на 100 тысяч населения в Украине приходилась 1 тысяча хронических алкоголиков. "Это неудивительно, ведь спиртные напитки являются неотъемлемой частью нашей жизни, учитывая традиции общества и толерантное отношение к употреблению алкоголя", - отметил главный внештатный специалист Минздрава по специальности "наркология" Александр Минько.

При таком количестве алкоголиков, которые не мыслят существования без ежедневной выпивки, бороться с контрафактной продукцией будет невероятно сложно - даже с применением современнейших систем учета и контроля. Вполне возможно, что большинство малообеспеченных алкоголиков полностью перейдет на потребление самогона. Ведь при стоимости сахара в 6 грн. за килограмм себестоимость литра самогона обойдется примерно в 6,5 – 7 грн. С такой ценовой политикой никакие бренды потягаться не смогут.